Главная
Об авторе
Полный курс обучения
Факультатив
Рекомендуем почитать
Зачем вам это?
Расписание
Отзывы
Фотогалерея
Творчество участников
Наши партнеры
Новости
Контакты
Полезные ссылки
Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10%?
Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%. Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как все-таки можно заставить его работать на все сто?

Миф о работе мозга

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), — это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы.

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них — это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так... Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны... Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия, при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

http://elementy.ru/



Сердце - дирижер всего организма, а не головной мозг.
За тридцать лет изучения сердца учёные Института Математики Сердца накопили огромную массу знаний и достижений. Они также создали, что не менее важно, набор практичных, выполнимых и, как доказано, эффективных техник для перехода к сознанию, идущему из сердца.


Духовность и ее развитие в свете синтеза науки, философии и религии.
Р.А.Парошина, к.п.н., докторант Красноярского госпедуниверситета (Пути развития цивилизации. Взгляд из XXI века:Сборник научных статей. – Красноярск, 2003, с. 235-251)


Книга УРАНТИИ
Документ 196 ВЕРА ИИСУСА




Голос дальних миров.
Рукопись. 30.03.2007года. Зныкин П.А.
Наш мир создан из разума и сам является разумом.



Авиалинии и религии.
Юмор и религии? Возможно ли это совместить? Вы узнаете, прочитав это:


Наставник. Как найти наставника. Развитие сверхспособностей.
Развитие сверхспособностей - очень ответственное дело. Если человек еще не научился соизмерять свои возможности и потребности, свой потенциал, не овладел контролем над эмоциями, желаниями, мыслями, то


Проблемы перевозбуждения при медитациях
О накоплении и контроле энергии. Как достичь гармонии.Часто учащиеся сетуют на перевозбуждение и на такое количество энергии, с каким они не в состоянии совладать.


Золотое правило. (Правило жизни)
Источник: Книга УРАНТИИ.


7 практик глубокого расслабления.
Мы живем в современном быстроизменяющемся мире, а не посреди тайги, и это значит, что стрессовых ситуаций нам не избежать. Но мы можем научиться расслабляться и давать организму отдых от гормонов, выделяемых при стрессе. Таким образом, мы приведем тело и ум в надлежащий баланс, а также сделаем большую пользу для своего здоровья: расслабим мышцы, замедлим дыхание и ритм сердца, снизим давление и просто приведем в порядок нервную систему.



От эмоций к чувствам.
С эмоциями имеют дело все люди. Эта программа досталась нам в наследство от наших предков. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем актуальнее становится для нас вопрос, как осознавать свои эмоции, возможно ли их контролировать и научиться преобразовывать.


Почему я ощущаю, что ты ощущаешь.
Что мы знаем про мозг? Во-первых, мы точно знаем, что мозг прежде всего это такой орган, в который направляется различная информация о внешних раздражителях, которое получает тело. Там информация перерабатывается и направляется сигнал телу, что с этим раздражителем делать.


Как люди смогли договориться, что каким словом называть?
Откуда появился язык? Как люди смогли договориться, что каким словом называть? Ведь в Библии все понятно: людей языку научил Бог, а потом разгневался и придумал для каждого свой язык




Декада открытий.
В связи с завершением первого десятилетия первого века нового тысячелетия, журнал Science подвел научные итоги и представил подборку из десяти самых значимых тенденций, идей и технологических направлений, появившихся за последние десять лет — с 2000 по 2010 год, т.н. символический итог научного развития начала XXI века.
Интересно посмотреть, как наука повзрослела за эти десять лет. Итак, что выделили эксперты Science в «десятку самых-самых».



Менеджер и программист.
Немного юмора из жизни :)


Магазин истины.
Притча...


ПРАВИЛА. А.Алиса Бейли.
ПРАВИЛА могут звучать слишком просто для уже обладающего определенными знаниями стремящегося, однако для тех кто готов уподобиться малым детям, они окажутся надежным проводником к истине и в конечном счете позволят пройти испытания адепта. Некоторые из них изложены в символической форме, другие в силу необходимости зашифрованы, третьи же выражают истину, как она есть.


Калагия. А.Наумкин (цитаты).
Выбрав путь, иди не рассуждая о цели, дорога выведет сама.



Выдержки из Книги УРАНТИИ.
О качестве мысли,о работе, нравственном выборе и другом..


Выдержки из Книги УРАНТИИ
Об истинном учителе, о молитве, поклонении...


Гермес Меркурий Трисмегист
Гермес Меркурий Трисмегист - Мастер всех наук и искусств, знаток всех ремесел, Правитель Трех Миров, Писец Богов и Хранитель Книг Жизни, Трижды Великий и Величайший


Карма.
Что такое карма? Какая она бывает? Как мы создаем свою карму? Пути преобразования кармы...


УМЕТЬ НАЧАТЬ СНАЧАЛА
В жизни бывают моменты, когда несмотря на всю суету и проблемы, окружающие тебя, душа просит остановиться.


Страх одиночества
Одиночество — это один из тех животрепещущих, тонких, «больных» вопросов человеческой души, которые затрагивают всех, независимо от материального положения, интеллектуального уровня или количества дипломов.


Девять уроков жизни от Конфуция


7 признаков того, что вы занимаетесь своим делом


«Плененное море»
Кровь и морская вода так похожи, что могут заменять друг друга.


Качества духа
Равновесие духа — одно из самых труднодостижимых качеств. Равновесие не означает равнодушия.


Медитация
"Медитация не является чем-то новым, мы пришли в мир вместе с ней. Ум – это нечто новое, медитация же – это наша природа. Она наша природа, она наша сущность. Неужели она может быть трудной?" (Ошо)


Как открыть самого себя
Открыть самого себя — значит пробудить свое сердце. Учение о сердце пронизывает все традиции прошлого: его воспевали, почитали и верили, что лишь оно является истинным источником мудрости и познания. «Сердце» — это ключевой термин, связанный с духовным пробуждением и пробуждением индивидуальности.


Семь принципов Леонардо да Винчи


Удивительный текст ...
Был найден в Балтиморе в 1692 году в одной старой церкви. Автор неизвестен.


Как мышление влияет на здоровье
Люди тратят много денег и времени, стараясь продлить свою жизнь. Мы прилагаем огромные усилия, пытаясь избежать стрессов, последствий переедания и загрязнения атмосферы. Но способ нашего мышления влияет на здоровье гораздо больше, чем любой из этих факторов.


Душа Женщины
Что такое Душа. Я не буду определять душу с религиозно-теологической точки зрения, а попытаюсь взглянуть на нее с точки зрения психологической: душа — это целостная и поистине внутренняя сущность. Она обладает энергией, которая может опираться на материальные формы, но в то же время способна подняться к небесному, к метафизическому, к великим мечтам и великим идеалам.


Речь как основа и показатель совершенства
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
И Слово стало плотию…»
(Евангелие от Иоанна, 1:1; 1:14)



Благодарность — это первый шаг к гармонии и любви
Что сказать мне о жизни?
Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
Из него раздаваться будет лишь благодарность.
И.Бродский



Секс, воздержание и духовное развитие.
В моем окружении есть люди, которые сознательно воздерживаются от половых отношений, аргументируя это тем, что если нет в данный момент постоянного партнера, то нечего и размениваться на кратковременные связи. В этот период они посвящают свободное время своему духовному развитию: практикам, изучению духовных источников и посещению мероприятий, обогащающих душу.


Четыре свечи
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли…


Существует ли объективная реальность, или Вселенная - голограмма?


12 признаков духовного пробуждения
Какие же есть критерии того, что мы изменяемся и не стоим на месте. Протестируйте себя...


"Крещенская вода – исцеляет тело и душу"

Крещенская вода – исцеляет тело и душу
Каждый год 19 января многие люди устремляются в церковь, чтобы набрать освященной воды, а тысячи страждущих обрести здоровье спешат искупаться в проруби, несмотря на крещенские морозы...



Миф о белковой недостаточности у вегатарианцев и незаменимых аминокислотах.
А где вегетарианцы берут белок?


Лев Толстой. Эссе. Первая Ступень. (Отрывок)
Можно желать быть добрым, мечтать о добре, не постясь; но в действительности быть добрым без поста так же невозможно, как идти, не вставши на ноги.


Эволюция мозга.
Современный человек в своем развитии недалеко ушел от обезья­ны, жизнь его определяют те же законы, что и десятки миллионов лет назад.


Лев ТОЛСТОЙ, мысли из книги «На каждый день»
В последние годы своей жизни Л.Н.Толстой собрал самые важные для себя мысли великих и систематизировал в виде афоризмов на каждый день. Цитаты из книги «Мысли на каждый день» — настоящее сокровище вечных истин и гениальных мыслей.


От страха к Вере.
Почему страх - не реален, когда он способен сковывать, порабощать и отбрасывать к полу-животному состоянию? Есть ли способ избавиться от страха? Автор статьи Микаэл Ханьян
убежден, что нашел инструмент и орудие для того, чтобы одержать победу в непрекращающейся борьбе со страхом.



В чем смысл жизни?
Отрывки из потрясающей книги, в которой наши современники отвечают на главный вопрос человечества.


2014 год по Айзеку Азимову
Культовый писатель-фантаст Айзек Азимов в 1964 году дал прогноз, каким этот мир будет через 50 лет.


Жизнь растягивается, растягивается, растягивается
Через 30 – 40 лет понятие о человеческих возрастах совершенно изменится, активная социальная жизнь будет продолжаться до 80 – 90 лет


11 цитат Морихэй Уэсиба
Роль человечества — достигать ниспосланных целей c чистым сердцем, находящимся в гармонии с мирозданием и любящим всё.